Щебень встал поперек пути

Аналитика
Новости
Сегодня многие операторские компании сталкиваются с наличием правовой неопределенности в вопросах передачи вагонов под охрану, порядка фактического осуществления сменного сопровождения и охраны грузов в пути следования, предъявления исковых требований и так далее. Например, согласно условиям договора, ведомственная охрана берет на себя обязанность охраны грузов посменно, практически же в пути следования охрана отсутствует, а факты вскрытия вагонов, неисправности зачастую выявляются сотрудниками перевозчика при осмотре вагонов на промежуточных станциях.
Понимая остроту проблемы, Минтранс России подготовил проект «Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, подлежащих сопровождению и охране грузоотправителями, грузополучателями». Документ был рассмотрен на Рабочей группе СОЖТ по разработке изменений в отраслевое законодательство. По мнению представителей компаний – членов Партнерства, проект требует доработки в части применения альтернативных способов обеспечения сохранности грузов, в том числе, страхования, конкретизации обязанностей охранных организаций по приему-сдаче груза одновременно с приемом-сдачей груза перевозчиком, сохранения за перевозчиком обязательств по предоставлению вагонов для сопровождения и охраны, а также уточнения ряда формулировок.
Мы считаем необходимым создание нормативной базы для организации сменной охраны собственных поездных формирований (СПФ) не только силами ведомственной охраны, но и иных охранных организаций, соответствующих требованиям допуска для оказания охранных услуг на железнодорожном транспорте. На сегодняшний день не более 5 частных компаний перевозят собственными поездными формированиями грузы, требующие охраны.
Также необходимо разработать нормативную базу для осуществления альтернативного охране добровольного страхования по определенным категориям грузов.
Проект Правил, подготовленный Минтрансом России, содержит ряд внутренних противоречий, он не только не решает существующие проблемы, но и создает ряд новых. Так, например, из-за разделения понятий «охрана» и «сопровождение» при сохранении перечня грузов, подлежащих обязательному сопровождению и охране, может возникнуть необходимость дополнительной оплаты той и другой услуги. Исключение из действующих правил положений об обязанности перевозчика по обеспечению вагонами лиц, осуществляющих сопровождение и охрану, также влечет за собой дополнительные расходы для грузоотправителей, грузополучателей или экспедиторских организаций. По мнению Партнерства, необходимо организовать совместное обсуждение вопроса всеми субъектами перевозки и участниками рынка услуг сопровождения и охраны груза