Конвенции следуют казахстановочно

Конвенции следуют казахстановочно КомерсантЪ: Российские железнодорожные операторы и промышленники жалуются на действия Казахстана, который в декабре вновь объявил конвенционный запрет на подачу порожних вагонов из других стран. Операторы оценивают свои убытки за месяц в 108 млн руб.

Вагоны поехали с молотка

Вагоны поехали с молотка Гудок: В конце января закончились торги на электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП), где АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) предоставило 555 лотов общим объёмом 6,64 тыс. полувагонов по стартовой цене 1 руб. Всего к аукционным онлайн-торгам проявили интерес 106 клиентов, победителями стали 62 участника. Воспользоваться подвижным составом клиенты смогут в течение февраля 2021 года.

Украинские колеса проедут мимо России

Украинские колеса проедут мимо России КомерсантЪ: Исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта Алексей Дружинин отмечает, что необходимо установление системы мониторинга за тем, каким образом решение правительства повлияет на рынок.
"В частности, может возникнуть дефицит отдельных частей вагонного литья и как следствие создадутся дополнительные сложности для рынка,— говорит господин Дружинин.— Поэтому важно отслеживать возможные риски и реагировать на них предупредительными мерами". 

Минпромторг критикует решение ФАС: о чем спор?

28.12.2020

Минпромторг критикует решение ФАС: о чем спор?

Минпромторг России считает решение Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) о завышении цен на цельнокатаные железнодорожные колеса (ЦКК) Выксунским металлургическим заводом (ВМЗ, входит в ОМК) необоснованным. Об этом говорится в письме замглавы министерства Виктора Евтухова, направленном 27 ноября в ответ на адвокатский запрос представителя ВМЗ (есть в распоряжении РЖД-Партнера). Однако, по мнению эксперта в области государственного управления, Минпромторг не уполномочен давать трактовки норм закона о конкуренции и эксклюзивным правом на это обладает именно ФАС.

По оценке ФАС, в 2019 году в условиях дефицита, неопределенности и негативных ожиданий потребителей ВМЗ, занимая доминирующее положение на этом рынке, спровоцировал существенное увеличение цен на железнодорожные колеса. Так, с апреля по сентябрь 2019 года компания провела несколько открытых конкурсных процедур - запросов цен по продаже железнодорожных колес. При этом цены по итогам этих процедур превышали цену реализации за I квартал 2019 года в два раза. Также производитель поднял цены для отдельных потребителей, закупающих продукцию вне конкурсных процедур, в том числе по долгосрочным контрактам. В результате таких действий ВМЗ цены на колеса для части потребителей к июню 2019 года повысились более чем на 40%, отмечало ФАС.

«Комиссия ФАС России установила, что АО «ВМЗ» нарушило п.1 ч.1 ст.10 закона о защите конкуренции, устанавливая и поддерживая с апреля 2019 года монопольно высокие цены на колеса цельнокатаные диаметром 957 мм. Компания будет привлечена к административной ответственности, размер штрафа определен по результатам рассмотрения административного дела», - говорилось в сообщении ведомства.
Однако в Минпромторге посчитали иначе. «Примененный в решении ФАС России подход к оценке ценообразования АО «ВМЗ» и сдерживание цен без учета реального спроса на товар, условий функционирования на рынке иных производителей товара, в том числе импортеров, противоречит принципам рыночной экономики и задачам по снижению зависимости от импорта», - комментирует замглавы Минпромторга Виктор Евтухов доводы ФАС.

По мнению Минпромторга, в условиях рыночной экономики такой подход к ценообразованию создает неопределенность и системные риски для частных компаний. Сложившаяся ситуация также может поставить под угрозу реализацию градообразующим предприятием АО «ВМЗ» «ранее заявленного крупного и необходимого для отрасли инвестиционного проекта по строительству электрометаллургического комплекса». Напомним, программа завода по модернизации колесопрокатного производства направленна на восстановление оборудования, изношенного вследствие экстремальных режимов работы в 2019 г. (12,4 млрд, руб.), а также включает в себя проект по строительству электрометаллургического комплекса с общим объемом инвестиций на уровне 147 млрд руб.

В. Евтухов также отмечает, что уровень роста цен на колеса отечественных производителей, включая АО «ВМЗ», в 2019 г. соответствовал уровню спроса и состоянию дефицита на рынке, а сами цены отечественных производителей были ниже цен импортных ЦКК из Украины и Китая, которые достигли уровня 74-80 тыс. руб. за штуку уже в первом квартале 2019 г.

По данным Минпромторга России, рост цен на отечественные ЦКК происходил после значительного роста стоимости услуг по ремонту и продаже колесных пар. На данное обстоятельство было обращено внимание ФАС в письме Минпромторга от 18.04.2019 № ЕВ-25580/17.
«Участники рынка со стороны как потребителей, так и производителей были осведомлены об уровне цен на колесные пары, предоставляли соответствующие данные в Минпромторг России в рамках совещаний, проходивших в течение 2018 - 2019 гг. с целью обсуждения и выяснения причин ситуации, сложившейся на рынке ЦКК и колесных пар, эта информация учитывалась при принятии решений о ценах. Опережающий рост цен на смежном рынке колесных пар, который характеризуется меньшей концентрацией и большей конкуренцией, свидетельствует о том, что последующий рост цен на ЦКК, в том числе производства АО «ВМЗ» носил обоснованный характер и был соразмерным росту спроса», - так обосновывают свое решение в Минпромторге.

В качестве аргумента приводится также тот факт, что государство не вправе определять уровень цены на производимую продукцию за исключением случая государственного регулирования цен, который к рынку ЦКК неприменим.

При этом в Минпромторге считают, что рынок колес является конкурентным, так в 2019-2020 гг. на этом рынке присутствовало 7 производителей: АО «ВМЗ» (РФ), АО «ЕВРАЗ НТМК» (РФ), ПАО Интерпайп (Украина), ТОО «Проммашкомплект» (Казахстан), а также 3 китайских производителя.

Однако в ведомстве оставляют за скобками, что доминирующие российские производители (АО «ВМЗ» и ООО «ЕвразХолдинг») занимают более 80% рынка, и их положение только упрочилось введением по их инициативе заградительных пошлин на ввоз ЦКК из Украины на территорию ЕАЭС.

Между тем, управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай подчеркивает, что Минпромторг не полномочен давать трактовки норм закона о конкуренции, эксклюзивным правом на это обладает именно ФАС.

«Такая практика точно не является массовой. Вовлечение какого-либо государственного органа в хозяйственном споре на своей стороне не поощряется государством, и при идеальном положении вещей такого, конечно, происходить не должно. В идеале все государственные органы должны придерживаться некой сдержанности, и в случае очевидного вмешательства в чужой круг вопросов они должны воздерживаться от оценок, не давать подобных комментариев и трактовок. Но если такие письма появляются, суд должен дать им соответствующую оценку, а именно проигнорировать», - пояснил он.

Напомним, в конце 2017 - начале 2018 г. на рынке начался рост спроса на ЦКК, который в 2019 году превысил производственные возможности российских производителей, что способствовало формированию значительного неудовлетворенного спроса.

Рекордный спрос в 2019 г. на ЦКК на рынке ЕАЭС был вызван наложением нескольких факторов. Так, в 2019 г. возникла необходимость замены ЦКК на вагонах, отремонтированных ранее бывшими в употреблении ЦКК (появившимися вследствие принятых ранее решений регуляторов о списании около 260 тыс. вагонов), а также новыми ЦКК в 2012-2013 гг. В 2019 году также был установлен рекорд по объемам вагоностроения. Важным отличием 2019 г. стало резкое снижение количества б/у колес на рынке, что не могло не сказаться на росте спроса на новые колеса. Потребление ЦКК в пиковом 2019 г. на российском рынке составило более 1,7 млн шт. при 100% загрузке мощностей отечественных производителей, потребление на рынке ЕАЭС составило 1,8 млн штук.

Как считают в Минпромторге, указанные факторы оказали мультипликативный эффект на увеличение потребления ЦКК и рост стоимости прежде всего услуг по ремонту вагонов вагоноремонтными организациями и стоимости колесных пар. Цены на рынке ремонтов вагонов, колесных пар выросли кратно (с 90 до 270 тыс. руб за штуку и более).

Необходимо отметить, что в 2018 году и особенно в 2019 году загрузка отечественных производителей колес составляла 100%, объем спроса превысил максимальные производственные возможности, что привело к необходимости единовременной закупки колес китайского производства, которые появились на российском рынке в марте-апреле 2020 года по высоким ценам.

При этом, несмотря на принятые ФАС России решения, даже в условиях сниженного спроса (из-за общего падения объемов перевозок в период кризиса) цены на колеса продолжают оставаться очень высокими (в 2 раза выше уровня начала 2018 г.). Однако 23 декабря стало известно, что к списку санкционных товаров, введенному правительством в декабре 2018 года, предлагается добавить железнодорожные колеса, оси и заготовки, а также крупное вагонное литье, что напрямую затронет поставки украинских ЦКК производства «Интерпайпа».
Ранее Союз операторов железнодорожного транспорта направил письмо первому заместителю председателя правительства РФ Андрею Белоусову с просьбой приостановить подготовку решений о запрете импорта железнодорожных запчастей с Украины до момента стабилизации ситуации на внутреннем рынке и снижения цен на продукцию.

Юлия Чернышевская
https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/minpromtorg-kritikuet-reshenie-fas-o-chem-spor/



Возврат к списку