ОАО РЖД собирает ценные данные

ОАО РЖД собирает ценные данные Коммерсантъ: ОАО РЖД предлагает создать единую систему мониторинга ценообразования во всех звеньях транспортной цепочки и, в частности, просит регуляторно обязать операторов вагонов предоставлять ему информацию о ставках. Потребность в таком мониторинге монополия объясняет необходимостью обеспечить рентабельность поставок российских грузов на экспорт. Участники рынка против, указывая, что такую информацию уже собирает ФАС, которая также не поддерживает это предложение.

ОАО РЖД объезжает штрафы

ОАО РЖД объезжает штрафы Коммерсантъ: В Госдуме предлагают не штрафовать ОАО РЖД за просрочку доставки грузов. Там считают, что нужно поменять Устав железнодорожного транспорта так, чтобы монополия не несла ответственности за срыв сроков, если это произошло из-за военных действий, санкций или других обстоятельств. В ОАО РЖД отмечают, что уже столкнулись с повышенными затратами на пени из-за резкого роста спроса на перевозки по направлениям, альтернативным европейским. Но клиенты монополии подчеркивают, что и сами пострадали от санкций, но их никто от штрафов освобождать не собирается.

Члены Союза операторов железнодорожного транспорта избрали новый состав органов управления

Члены Союза операторов железнодорожного транспорта избрали новый состав органов управления ТАСС: Общим собранием членов Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) избраны новый состав президиума, его председатель и исполнительный директор, следует из сообщения Союза.

Власти одобрят новые тарифы и инвестиции РЖД на ₽3 трлн

30.11.2021

Власти одобрят новые тарифы и инвестиции РЖД на ₽3 трлн

Правительство рассмотрит проект решения по инвестпрограмме РЖД и грузовым тарифам в 2022 году. С надбавками на капремонт рост тарифа составит 6,8%. Это даст возможность покрыть дефицит инвестпрограммы, говорят источники РБК

Правительство предварительно согласовало проект решения по инвестпрограмме и финансовому плану РЖД, в том числе по уровню индексации тарифов, решение планируется принять в четверг, рассказал источник РБК, знакомый с подготовкой проекта. Источник РБК в аппарате правительства подтвердил согласование позиции и основные цифры документа.

В РЖД отказались от комментариев. РБК направил запрос в пресс-службу правительства.

Индексацию тарифов на перевозку грузов планируется утвердить на уровне 6,8% в 2022 году, в 2023–2024 году она составит 6,6% и 6,1% «при сохранении текущих инфляционных ожиданий», цитирует источник РБК материалы правительства. Прогноз ЦБ по инфляции на 2021 года находится в диапазоне 7,4–7,9%, на 2022 год — 4–4,5%, в 2023 году ЦБ ждет возвращения к цели по инфляции на уровне 4%.

В тариф заложена дополнительная целевая надбавка на капремонт — в 1 процентный пункт в 2022 году и в 2 процентных пункта в 2023–2024 годах.

Тариф на перевозки пассажиров в поездах дальнего следования, которые относятся к социально значимым, утвердят на уровне 4,3%, его ранее зафиксировала Федеральная антимонопольная служба.

«Рост грузового тарифа связан с необходимостью покрыть дефицит инвестпрограммы ОАО «РЖД», который возник из-за увеличения инфляции, которая в этом году должна составить 7,4%, и роста цен в промышленности, который даже без учета ТЭКа составил 14,8% при плане 3,3%», — говорит источник РБК в правительстве, называя «особенно чувствительным удорожание стройматериалов под влиянием роста цен на металл с третьего квартала 2020 года на 15–48%». Программа и финплан сбалансированы в том числе за счет тарифных решений, заключил источник.

По его словам, в правительстве посчитали, что в 2022 году индексация тарифов РЖД в условиях текущей конъюнктуры экспортных цен не приведет к «разбалансировке экономики грузоотправителей». «Для 2022 года этот вывод, скорее всего, окажется верным, однако последующие годы могут быть не такими благополучными в случае, если ценовая конъюнктура для экспортных грузов ухудшится. В этом случае отчасти колебания конъюнктуры могут быть смягчены прогнозируемым снижением ставок предоставления подвижного состава», — заметил источник РБК.

Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин предупреждает, что для грузовладельцев такой рост приведет к росту транспортных издержек. «Но без реализации инвестпрограммы РЖД все сложнее выполнять принципы недискриминационного доступа. В совокупных транспортных расходах доля дополнительной индексации железнодорожных тарифов не оказывает критического влияния», — заметил он.

Мировая конъюнктура может позволить грузоотправителям угля справиться с таким ростом тарифа, говорит Фарид Хусаинов, эксперт института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ. Но отправители других грузов, у которых нет такого благоприятного состояния рынка, могут пострадать, предупреждает он. Для экспортных отраслей с хорошей ценовой конъюнктурой, вероятнее всего, данный рост не будет критичным, тревогу вызывают перевозки на внутренний рынок, а также смежные услуги, согласна Юлия Лощакова, замгендиректора «Нефтетранссервиса».

Что такое инвестпрограмма РЖД

Общий объем действующей инвестпрограммы РЖД на 2021–2023 годы составляет почти 2,3 трлн руб. Из них на 2021 год — 731,6 млрд, в 2022 году — 807,4 млрд, в 2023 году — 760,6 млрд. По состоянию на сентябрь ее дефицит на 2022 год составлял 270 млрд руб., писал «Коммерсантъ». Для закрытия дефицита в 2022 году, кроме тарифных мер, предлагались меры финансового характера. В частности, рассматривалось вхождение ВЭБ.РФ в капитал РЖД в 2022 году на 82 млрд руб. с мораторием на выплату дивидендов до 2025 года, для чего банк планировали докапитализировать в будущем на 30 млрд руб.

В конце октября Союз операторов железнодорожного транспорта отмечал, что РЖД планируют закрыть дефицит инвестпрограммы 2022–2024 годов в размере около 1 трлн руб. за счет существенного ускорения индексации грузовых тарифов. Вместо предусмотренного социально-экономическим прогнозом роста на 4–4,5% в год монополия предлагала поднять тарифы в 2022 году на 7,7%, а далее — на 6,6 и 6,1%.

На что РЖД будет тратить деньги

Инвестиции железнодорожной монополии составят более 1 трлн руб. в год: 1,02 трлн руб. — в 2022 году, 1,14 трлн руб. — в 2023-м и 1,1 трлн руб. — в 2024-м. К 2024 году планируется нарастить перевозки контейнеров до 1,66 млн TEU, пассажирооборот Центрального транспортного узла — до 824,5 млн чел., провозную способность на БАМе и Транссибе — до 180 млн т, на подходах к портам юга и северо-запада — до 125,1 и 145,6 млн т соответственно, сообщил источник РБК со ссылкой на материалы правительства.

За пять лет вложения в ремонты превысят 1 трлн руб., говорит источник РБК, называя задачей инвестпрограммы создание условий «для поддержания надежности и безопасности железных дорог для пассажиров и бизнеса». По его словам, устаревшие объекты инфраструктуры были одной из причин чрезвычайных происшествий на железной дороге за последние несколько лет. «Смыв паводком моста через реку Кола в Мурманской области, подмыв моста через реку Ареда в Забайкальском крае, подтопления искусственных сооружений из-за разлива реки Бурея в Амурской области. Все они вызывали серьезные перебои в движении пассажирских и грузовых маршрутов. Эти объекты были построены по проектным нормам 30–40-х годов и, несмотря на их штатное содержание, являются устаревшими», — говорит близкий к правительству источник РБК.

В частности, за три года планируется вложить 723,3 млрд руб. в приведение объектов путевого комплекса к нормативным требованиям, обновление искусственных сооружений, устройств электроснабжения, автоматики и телемеханики. Должны быть отремонтированы 14,8 тыс. км пути, добавляет источник РБК, чтобы остановить рост протяженности дорог с просроченным ремонтом, также будут реконструированы более 900 км контактной сети.

Иванкин напоминает, что для достижения показателей из поручений Владимира Путина РЖД нужно инвестировать более 3 трлн руб. «Это рекордные объемы. Половина из них пойдет на объекты комплексного плана модернизации инфраструктуры. В 2021 году монополия столкнулась с ростом цен на потребляемую продукцию минимум в два раза превышающим параметры прироста. РЖД пришлось искать компромисс в части цены и количества. Эпидемия COVID, ESG-повестка, миграционная политика, природные катаклизмы, параметры денежно-кредитной политики — это пришлось заложить в инвестиционную программу», — заключил он.

Выполнение объемной инвестпрограммы будет связано с серьезными рисками, предупреждает Иванкин. «В первую очередь это ковидные ограничения, сокращение мигрантов, рост цен, дефицит электроэнергии. Во вторую очередь — это природа, в последнее время она активно вносит корректировки в планы. Факторы риска оценены, но как монополия сможет их снивелировать, покажет только время», — отметил он. По мнению Лощаковой, вопрос вызывает не сама инвестпрограмма в целом, а возможность монополии ее освоить.


Петр Канаев, Артём Кореняко
https://www.rbc.ru/business/30/11/2021/61a523049a7947b1bf45b32b


Возврат к списку