Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

До 2030 года нужно обеспечить закупку 395 тыс. новых грузовых вагонов

РЖД-ПАРТНЕР: Обновление парка грузовых вагонов до 2030 года должно быть обеспечено в объеме 395 тыс. единиц, сообщил начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Михаил Сапетов. По его словам, в компании провели анализ суммарного выбытия вагонного парка в перспективе до 2030 года.

До 2025 года по истечению срока службы будет списано 241 тыс. вагонов. А в период с 2025 по 2030 год выбудет еще 153,6 тыс. вагонов. М. Сапетов отметил, что для обеспечения бесперебойной перевозки грузов до 2030 года необходимо обеспечить закупку грузовых вагонов в объеме 395 тыс. единиц.

Для ОАО РЖД придумывают новый тариф

КОММЕРСАНТ: Владельцы вагонов опасаются роста своих расходов

Как выяснил " Ъ", комитет Госдумы по транспорту одобрил поправки к уставу железнодорожного транспорта, которые, как считают на рынке, могут создать дополнительный источник доходов для ОАО РЖД. Речь идет о том, что операторы должны будут отдельно оплачивать отцепку и транспортировку вагонов в ремонт. Операторы опасаются, что ОАО РЖД, которое само принимает решение об отцепке и решает, кто виноват, будет перекладывать все расходы на владельцев вагонов.

До конца года планируется списать почти 8 тыс. вагонов

РЖД-ПАРТНЕР: Еще 8 тыс. грузовых вагонов планируется списать до конца года, об этом в рамках конференции, организованной газетой "Гудок", сообщил начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Михаил Сапетов.

Он напомнил, что по состоянию на 1 августа 2017 года общий парк составляет около 1,07 млн вагонов. "За 8 месяцев текущего года у вагоностроительных предприятий было приобретено и зарегистрировано 34,9 тыс. вагонов. За этот же период по сроку службы выбыло 35,7 тыс. вагонов. До конца года, согласно данным ГВЦ ОАО "РЖД", выбытию подлежат еще почти 8 тыс. вагонов", – пояснил он. Закупка нового подвижного состава, по его словам, также запланирована на уровне порядка 8 тыс. единиц, это позволит сохранить баланс.

Статус саморегулируемой организации (СРО)

История вопроса

Структурные преобразования в сфере грузовых перевозок железнодорожным транспортом в значительной мере повлияли на изменение компетенций перевозчика и оператора железнодорожного подвижного состава. Ликвидация инвентарного парка повлекла за собой увеличение нагрузки на инфраструктуру, связанное с ее недостаточными пропускными способностями, старением локомотивного парка перевозчика, сменой технологии управления вагонным парком. Существенной коррекции подверглись логистика и экономика потребителей услуг железнодорожного транспорта: с одной стороны, утрачено «одно окно» в лице ОАО «РЖД», обеспечивающего полный комплекс услуг по перевозке грузов, с другой – изменились ценовые условия предоставления вагонов – цены на услуги операторов носят рыночный характер.

Как для государства, так и для железнодорожного сообщества стала очевидной необходимость выработки политических, экономических и технологических решений, которые бы объективно отражали сложившуюся конфигурацию рынка с учетом соблюдения баланса интересов грузовладельцев и организаций железнодорожного транспорта. В конце января 2012 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин на совещании в г. Кемерово предложил создать СРО, функционально аналогичную «Совету рынка», действующему в электроэнергетике, для координации работы и соблюдения интересов всех участников рынка железнодорожных перевозок. В августе 2012 года Минтрансу России, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными организациями было поручено представить в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в законодательство в части введения обязательного членства операторов железнодорожного подвижного состава в единой саморегулируемой организации.

Уже в ноябре 2012 года Президиум СОЖТ рассмотрел и одобрил Концепцию саморегулирования на железнодорожном транспорте в сфере оперирования грузовым подвижным составом на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы). Документ разработан в строгом соответствии с Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, одобренной 13 января 2011 года на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.

В течение 2013 года Концепция рассматривалась и обсуждалась в федеральных органах исполнительной власти, ОАО «РЖД», СМИ. Кроме того, в Министерство транспорта РФ были направлены предложения по внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации в области железнодорожного транспорта. Параллельно Союз вел работу по выработке проекта условий вхождения операторов в саморегулируемую организацию.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России в свою очередь выступила с предложением создать многопалатную СРО и сформировать Коммерческую инфраструктуру рынка (КИР) на базе вновь создаваемой организации.

В конце ноября 2013 года Президиум СОЖТ вновь рассмотрел вопрос «О статусе реализации модели саморегулирования операторов железнодорожного подвижного состава». Члены Президиума признали целесообразным направить в Правительство обращение об ускорении принятия соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

СОЖТ принял активное участие в формировании правительственного Плана мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте на всех этапах его согласования. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 года №503-р утвержден План мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте, который предусматривает формирование правовых основ для создания и деятельности единой саморегулируемой организации в сфере услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и создание единой СРО в 2014-2015 годах.

Позиция СОЖТ по вопросу развития системы саморегулирования в сфере услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава

Обязательное членство в СРО необходимо для соблюдения правил и стандартов всеми операторами, а не только теми, кто считает саморегулирование необходимым и позитивным механизмом управления в отрасли. 

Для создания полноценной системы регулирования необходимо законодательно определить статус оператора подвижного состава, его права и обязанности. В конце июля 2013 года было принято постановление Правительства Российской Федерации, утверждающее положение об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиком. Эксперты СОЖТ принимали участие в подготовке проекта постановления на всех этапах его разработки.

Вместе с тем, по мнению экспертов СОЖТ, необходима дальнейшая разработка и принятие на законодательном уровне документов, устанавливающих:

  • основы саморегулирования на операторском рынке (и в первую очередь – обязанности операторов предоставлять принадлежащие им вагоны, контейнеры для перевозок грузов и являться членами единой СРО, что позволит сформировать единые стандарты работы операторского рынка, в том числе, в рамках коммерческой инфраструктуры);
  • определение места и роли оператора в системе отношений, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом, регламентируемых Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Письмо из Росреестра о приобретении статуса СРО

Концепция СРО на жд транспорте в сфере оперирования грузовым подвижным составом на среднесрочную перспективу (2012-2017)(pdf)