ОАО РЖД собирает ценные данные

ОАО РЖД собирает ценные данные Коммерсантъ: ОАО РЖД предлагает создать единую систему мониторинга ценообразования во всех звеньях транспортной цепочки и, в частности, просит регуляторно обязать операторов вагонов предоставлять ему информацию о ставках. Потребность в таком мониторинге монополия объясняет необходимостью обеспечить рентабельность поставок российских грузов на экспорт. Участники рынка против, указывая, что такую информацию уже собирает ФАС, которая также не поддерживает это предложение.

ОАО РЖД объезжает штрафы

ОАО РЖД объезжает штрафы Коммерсантъ: В Госдуме предлагают не штрафовать ОАО РЖД за просрочку доставки грузов. Там считают, что нужно поменять Устав железнодорожного транспорта так, чтобы монополия не несла ответственности за срыв сроков, если это произошло из-за военных действий, санкций или других обстоятельств. В ОАО РЖД отмечают, что уже столкнулись с повышенными затратами на пени из-за резкого роста спроса на перевозки по направлениям, альтернативным европейским. Но клиенты монополии подчеркивают, что и сами пострадали от санкций, но их никто от штрафов освобождать не собирается.

Члены Союза операторов железнодорожного транспорта избрали новый состав органов управления

Члены Союза операторов железнодорожного транспорта избрали новый состав органов управления ТАСС: Общим собранием членов Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) избраны новый состав президиума, его председатель и исполнительный директор, следует из сообщения Союза.

Статус саморегулируемой организации (СРО)

История вопроса

Структурные преобразования в сфере грузовых перевозок железнодорожным транспортом в значительной мере повлияли на изменение компетенций перевозчика и оператора железнодорожного подвижного состава. Ликвидация инвентарного парка повлекла за собой увеличение нагрузки на инфраструктуру, связанное с ее недостаточными пропускными способностями, старением локомотивного парка перевозчика, сменой технологии управления вагонным парком. Существенной коррекции подверглись логистика и экономика потребителей услуг железнодорожного транспорта: с одной стороны, утрачено «одно окно» в лице ОАО «РЖД», обеспечивающего полный комплекс услуг по перевозке грузов, с другой – изменились ценовые условия предоставления вагонов – цены на услуги операторов носят рыночный характер.

Как для государства, так и для железнодорожного сообщества стала очевидной необходимость выработки политических, экономических и технологических решений, которые бы объективно отражали сложившуюся конфигурацию рынка с учетом соблюдения баланса интересов грузовладельцев и организаций железнодорожного транспорта. В конце января 2012 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин на совещании в г. Кемерово предложил создать СРО, функционально аналогичную «Совету рынка», действующему в электроэнергетике, для координации работы и соблюдения интересов всех участников рынка железнодорожных перевозок. В августе 2012 года Минтрансу России, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными организациями было поручено представить в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в законодательство в части введения обязательного членства операторов железнодорожного подвижного состава в единой саморегулируемой организации.

Уже в ноябре 2012 года Президиум СОЖТ рассмотрел и одобрил Концепцию саморегулирования на железнодорожном транспорте в сфере оперирования грузовым подвижным составом на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы). Документ разработан в строгом соответствии с Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, одобренной 13 января 2011 года на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.

В течение 2013 года Концепция рассматривалась и обсуждалась в федеральных органах исполнительной власти, ОАО «РЖД», СМИ. Кроме того, в Министерство транспорта РФ были направлены предложения по внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации в области железнодорожного транспорта. Параллельно Союз вел работу по выработке проекта условий вхождения операторов в саморегулируемую организацию.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России в свою очередь выступила с предложением создать многопалатную СРО и сформировать Коммерческую инфраструктуру рынка (КИР) на базе вновь создаваемой организации.

В конце ноября 2013 года Президиум СОЖТ вновь рассмотрел вопрос «О статусе реализации модели саморегулирования операторов железнодорожного подвижного состава». Члены Президиума признали целесообразным направить в Правительство обращение об ускорении принятия соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

СОЖТ принял активное участие в формировании правительственного Плана мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте на всех этапах его согласования. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 года №503-р утвержден План мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте, который предусматривает формирование правовых основ для создания и деятельности единой саморегулируемой организации в сфере услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и создание единой СРО в 2014-2015 годах.

Позиция СОЖТ по вопросу развития системы саморегулирования в сфере услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава

Обязательное членство в СРО необходимо для соблюдения правил и стандартов всеми операторами, а не только теми, кто считает саморегулирование необходимым и позитивным механизмом управления в отрасли. 

Для создания полноценной системы регулирования необходимо законодательно определить статус оператора подвижного состава, его права и обязанности. В конце июля 2013 года было принято постановление Правительства Российской Федерации, утверждающее положение об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиком. Эксперты СОЖТ принимали участие в подготовке проекта постановления на всех этапах его разработки.

Вместе с тем, по мнению экспертов СОЖТ, необходима дальнейшая разработка и принятие на законодательном уровне документов, устанавливающих:

  • основы саморегулирования на операторском рынке (и в первую очередь – обязанности операторов предоставлять принадлежащие им вагоны, контейнеры для перевозок грузов и являться членами единой СРО, что позволит сформировать единые стандарты работы операторского рынка, в том числе, в рамках коммерческой инфраструктуры);
  • определение места и роли оператора в системе отношений, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом, регламентируемых Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Письмо из Росреестра о приобретении статуса СРО

Концепция СРО на жд транспорте в сфере оперирования грузовым подвижным составом на среднесрочную перспективу (2012-2017)(pdf)